Медиа-фасады, часть 1
Выпуск 2/2008
Главный редактор - Владимир Крылов
Зам. главного редактора - Михаил Никуличев
(15.02.2008)
На страницах нашего журнала неоднократно поднималась тема медиа-фасадов, представляющая собой отдельное направление технологической и творческой деятельности, бурно развивающееся в последнее время во всём мире на основе светодиодных технологий. В данной статье были использованы материалы из интернет-журналов www.ledsmagazine.com и www.mediaarchitecture.org
- #2/2007 (16 февраля 2007) Светодиодный азарт!
- #7/2006 (31 июля 2006) Urban screens 2005 - Луис М. Брилл
- #2/2006 (18 февраля 2006) Экраны в экранах
- #11/2005 (25 ноября 2005) Однажды уже наступило
- #1/2005 (22 января 2005) Огни большого города -Часть 2: Фасады-дисплеи
- #12/2004 (9 декабря 2004) Огни большого города - Часть 1: Позвони окнам
Развитие обеспечивается за счёт объединения усилий архитекторов и дизайнеров, специализирующихся на вопросах оживления городского ландшафта и урбанистическом светодизайне. Перспективность этой деятельности очевидна.
Другим обязательным условием развития данного направления является готовность компаний-разработчиков и производителей высоко технологичного светодиодного оборудования обеспечить творцов необходимым инструментарием. Бурное развитие светодиодных технологий, сопровождающееся плавным понижением цен на рынке, сделало тему медиа-фасадов весьма перспективной и модной.
В данной статье и ряде последующих публикаций мы продолжим обзор новостей по теме медиа-фасадов, привлечём внимание наших читателей к знаковым событиям 2008, 2007 и 2006 годов, постараемся уловить и отразить основные тенденции развития данного направления, а также дадим информацию о некоторых успешных и интересных выполненных проектах.
Итак, начнём с начала!
Медиа-фасад башни штаб-квартиры компании UNIQUA |
Во втором районе города Вены страховая компания Uniqua построила свою новую штаб-квартиру. Фасад башни сконструирован по принципу двухслойного остекления. Между слоями стекла достаточно пространства для размещения светодиодных модулей. Расстояние между вертикальными светодиодными полосками идентично основной конструктивной решётке фасада. Разрешение не слишком высокое, но вполне достаточное для воспроизведения фотографических образов - общее количество пикселей на фасаде составляет 40 000 штук. Специальный художественный контент был выполнен компанией Mader Stublic Wiermann. Техническая часть была создана специалистами фирм lichtkunstlicht и Barco.
Размещение светодиодных модулей в медиа-фасаде (Фото из интернет-журнала www.ledsmagazine.com) |
Посмотрим, что говорят об этом специалисты? Когда опускается темнота, новое здание штаб-квартиры компании "Uniqua" в Вене превращается в интерактивную скульптуру. Архитектурные декорации в форме громадных медиа-фасадов быстро набирают популярность и находят своё применение во многих больших городах, делая востребованными осветительные схемы такого рода для подсветки публичных мест. Одним из последних и наиболее выдающихся примеров медиа-фасада является проект огромной башни "Uniqua". Новая штаб-квартира фирмы, лидирующей в Австрии страховой компании, моментально превратилась в одну из достопримечательностей города Вены.
Желая подчеркнуть уникальность компании, менеджеры отважились на яркий эксперимент, превратив здание своего офиса в огромную установку с медиа-подсветкой. Башня "Uniqua" расположена на канале Дануб в самом начале центральной улицы города Рингштрассе. Эта эллипсоидальная структура простирается на 75 метров в высоту. Её автор, австрийский архитектор Хейнц Неуман, говорит, что он старался сделать здание "живым, полным энергии и эмоций". В своей работе над дизайн-проектом архитектор был вдохновлён динамичным лого компании, напоминающим спираль.
Основной идеей являлось то, что здание должно быть открыто городу. И это, на самом деле, удалось. Башня ясно видна со всех направлений и каждое её окно даёт потрясающую панораму города. Свето-дизайнеры из фирмы "Лихт Кунст Лихт" столкнулись с, несомненно, непростой задачей. Они должны были разработать подсветку для здания, которое уже стояло на своём месте, приспособив технические решения к уже существующей структуре. Они стремились, чтобы подсветка подчёркивала выразительную архитектуру башни. Более того, они хотели вписать здание в окружающий городской пейзаж и отразить качества, которые делают компанию "Uniqua" уникальной".
Вот ещё непрофессиональное мнение. "Недавно я проводил неделю своего медового месяца в Вене. С балкона нашей комнаты в отеле открывался необыкновенный вид на башню "Uniqua" . Это потрясающе и замечательно! Мы с женой могли сидеть на балконе с бокалом вина и, как зачарованные, наблюдать за зданием. Я смог понять, как некоторые здания, оснащённые этой технологией, могут на самом деле задавать акцент в какой-нибудь местности, в противоположность джунглям из неона в Лас-Вегасе или же навязчивого изобилия огней на площади Тайм сквер в Сити Нью-Йорка. Я вижу в подсветке башни реальное улучшение архитектуры города, которая выше второго или третьего этажа в ночное время просто не существует."
В числе европейских лидеров исследований в области медиа-архитектуры можно выделить немецких специалистов. Именно им удалось воплотить в жизнь ряд успешных проектов, о которых речь пойдёт дальше.
Кстати, вот перед вами наиболее важное событие вокруг обсуждаемой темы, которое произойдёт в этом году в Германии. Быть может, оно могло бы заинтересовать нашего читателя. Фестиваль медиа фасадов 2008: "Мифы и потенциал медиа-архитектуры и городских экранов". Берлин, октябрь/ноябрь 2008 Фестиваль задумывался как продолжение международной конференции по медиа-архитектуре, успешно прошедшей в Лондоне в 2007 году. Вовлекая в свою работу широкий круг заинтересованных лиц, этот фестиваль изучит интеграцию социального медиа и изображений в структуры фасадов, как коммуникативного элемента, и его влияние на городское пространство.
Выставка и симпозиум в Немецком архитектурном центре будут посвящены исследованиям в области интеграции движущихся образов в фасады, как коммуникативного элемента, и их влияния на городское пространство. Реализованные инновационные проекты продемонстрируют возможную связь между архитектурой и экранами, а также позволят уловить различные художественные и архитектурные стратегии. Практическая техническая информация позволит архитекторам взглянуть глубже на трудности и возможности, возникающие при использовании новых медиа в архитектуре.
Основные темы для обсуждения звучат сухо и научно. Однако не следует забывать, что именно на таких форумах рождаются проекты, которыми затем любуются люди во всех городах мира:
- Перспективная интеграция цифровых движущихся образов в городской пейзаж.
- Видоизменяющееся восприятие архитектуры и общественного пространства в цифровую эпоху.
- Взаимосвязь между развитием технологий, специфики мест установки и выбором нового контента.
- Интерактивный дизайн и его связь другими инструментами для общения с горожанами.
- Модели для обеспечения баланса между коммерческими, общественными и культурными интересами.
Будет проведён обзор по четырём медиа-фасадам в Берлине. Медиа-фасады будут представлены в новом выставочном формате. Группа международных медиа-исследователей, художников и архитекторов временно развернёт в Берлине четыре фасада и исследует их культурную, политическую и социальную роль. Широкая аудитория зрителей будет приглашена для просмотра тестовой демонстрационной платформы для приобретения своего собственного опыта в подключении специального контента, его форматирования и учёте специфики площадки. Тем самым каждый лично сможет принять участие и приобщиться к новой интерактивной инфраструктуре. Дополнительно будет проведен трёхдневный семинар с участием 16 берлинских художников. Цель состоит в том, чтобы каждый из них придумал часть контента для одного из трёх выбранных медиа-фасадов.
Кураторы проекта:
Мириам Струпек, Urban Media Research, Берлин www.interactionfield.de
Гернот Тсчертеу, Mediaarchitecture Group, Вена www.mediaarchitecture.org
Менеджмент проекта:
Susa Pop, Public Art Lab, E-mail: susapop@publicartlab.com
www.publicartlab.org