Интернет приходит в "реальный мир"
Выпуск 8/1999
Исследователь - В. Шалькова
(05.10.1999)
Ни для кого не секрет, что в последние 2-3 года Интернет в России переживает впечатляющий рост. И чем больше людей пользуются Интернетом, тем больший интерес он представляет как новое средство массовой информации для коммерческих компаний, рекламных агенств и политиков.
По данным "Monitoring.ru" на конец 1999 г., численность Интернет-аудитории в России составляла 6,5 млн. человек. Пользователи Интернета в России достаточно обеспечены, ведь, если человек выходит в Интернет на работе, то у него есть работа, а если дома - то он имеет средства не только на еду и одежду, но и на покупку компьютера.
Известно также, что одним из основных пользователей Интернета является молодежь, и если в этом случае трудно говорить о высоких доходах (платежеспособности), то основное преимущество рекламного воздействия на данную аудиторию в другом: возможность уже сегодня привлекать, формировать будущего потребителя.
Еще одной важной особенностью российского Интернета, которую нельзя не учитывать, является популярность информационно-политических сайтов.
Если на Западе в первый период своего развития Интернет был областью общения ученых, затем - информационно-развлекательным миром, а лишь в последние годы стал местом зарабатывания денег (и достаточно больших!), то в России развитие этих направлений идет одновременно. Многие российские фирмы осознали, что открытие своего сайта в Интернете дает огромные преимущества в динамичности, оперативности предлагаемой пользователю информации, возможности прямых контактов с покупателями по всему миру.
Как начинающие веб-предприниматели, так и фирмы традиционного бизнеса стремятся привлечь внимание интернет-аудитории, но, многие не понимают, что мало создать сайт, надо его еще и рекламировать, иначе он не будет работать. Сайт уже не просто средство создания имиджа, он все больше становится таким же рабочим инструментом, как телефон, факс, компьютер.
На Западе, по последним данным GartherGroup, 75% всех проектов в электронном бизнесе терпят неудачу из-за плохого планирования и нехватки информации о новых технологиях и возможностях рекламы.
В виртуальном мире проблема привлечения пользователей решается главным образом средствами самого Интернета - баннеры, счетчики поисковых систем, включение в TOP-листы.
По данным поисковой системы Yandex.ru в русскоязычной части Интернет составляет 10 млн. веб-страниц, общим объемом свыше 100 Гб. За 1999 год количество документов в Сети увеличилось на 1224%, серверов стало больше на 245%, общий объем текстов возрос на 1518%. И это при том, что по некоторым данным, машины поиска индексируют только от десятой части до трети содержимого сети Интернет, т.е. можно говорить о том, что реальный объем Рунета составляет от 300 Гб до 1 Тб.
Но как еще можно сообщить потребителям о местонахождении фирмы в Интернете? Одного Интернета для этой рекламы мало. Бурное развитие Рунета в России подсказывает, что Web-предпринимателям для того, чтобы раскрутить свой виртуальный бизнес, необходимо более активно использовать традиционные рекламные площадки - прессу, телевидение, улицы.
Подтверждением эффективности рекламы Интернета в реальном мире служат данные о средствах, направляемых владельцами ресурсов Интернет на рекламу на ТВ, во время спортивных соревнований. Так Интернет-компании Monster.com, Hotjobs.com, Etrade Group, Pets.com оплатили 20% чрезвычайно дорогого рекламного времени во время трансляции финального матча на Кубок по американскому футболу.
На улицах Москвы уже появились щиты, со словами - "Ищите нас на сайте...". С февраля на телевидении начались рекламные кампании некоторых ведущих российских Интернет-ресурсов и рекламных Интернет-компаний, в частности поисковой системы Yandex и агенства System.ru. Планирует рекламу на телевидении и самое крупное, из рекламных агентств российского Интернета - IMHO.
С недавнего времени внимание зрителей неизменно привлекает яркая, оригинальная реклама крупного Интернет-провайдера - zenon.ru и автосалона automoto.ru, на больших электронных панно в Москве. Эти панно, благодаря своему удачному местоположению уже реально привлекают пользователей на сайты.
Такой подход к размещению новой информации о сети правомерен, ведь большая часть из неохваченных Интернетом россиян - потенциальных клиентов Web-предпринимателей живет в реальном мире, и только в нем можно привлечь их внимание. Да, Интернет - это виртуальный мир, но там ведут бизнес, размещают информацию реальные фирмы, которые хотят, чтобы пользователи знали о них.
Веб-производители должны рассказывать в реальном мире ЧТО и, главное, ГДЕ искать в Интернете. Пользователи должны видеть имена сайтов в окружающем их мире, ассоциировать их с фирмой или товаром.
Еще одним аргументом в пользу более широкой рекламы событий и новостей в Интернете в реальном мире является "привыкание" пользователей к доменным именам, определенный консерватизм в пользовании ресурсами.
С увеличением числа пользователей Интернета, и это убедительно доказывает опыт США, где реальный и виртуальный миры пересекаются очень близко, растет опасность затеряться в море интернет-сайтов. Уже и пользователи российского Интернета жалуются на обилие информации с одной стороны и недостаток знаний о том, где искать требуемое.
Проблема поиска нужной информации в сети обостряется с каждым днем и в российском Интернета. Существующих и постоянно увеличивающихся в объеме (толстеющих) "Желтых страниц Интернета" уже явно недостаточно.
Поисковые системы не справляются с обработкой все увеличивающихся объемов новой информации. Практика показывает, что для обработки новых ресурсов поисковой машиной требуется около месяца, то есть с увеличением размеров Сети оперативность информации серьезно страдает. Это приводит к тому, что пользователи не могут оперативно узнавать о новых проектах внутри Интернета.
Веб-производители продолжают искать пути привлечения внимания пользователей к сайтам и интернет-услугам. Реклама должна быть грамотной, что означает направленность на определенную аудиторию, осмысленность затрат с учетом специфики Интернета. Оценим с этих позиций возможности различных рекламных ресурсов "реального мира".
Реклама на радио достаточно дешева, имеет очень большую аудиторию, но "камнем преткновения" становятся "особенности" восприятия доменных имен, как визуального объекта. Также исторически сложилось, что названия вводятся латинским шрифтом и 99% слушателей не поймут, как пишется "yandex", "yahoo" или даже самое простое - расширение com и не смогут ввести услышанные в радио-рекламе адреса сайтов. Это подтвердит любой, кто пытался и не мог отправить письмо по e-mail из-за неправильно написанной буквы.
В рекламе на ТВ эти проблемы снимаются, но "замещаются" еще более сложной - непомерной дороговизной размещения роликов, что делает ее недоступной большинству веб-предпринимателей. К тому же реклама на ТВ вызывает все большее раздражение (воспринимается как раздражитель), что также не отвечает нашим целям.
В последнее время все чаще можно встретить рекламные объявления с электронными адресами фирм в печатных СМИ. Это не только достаточно большое количество разнообразных специализированных журналов, но и "обычные" газеты. Публикуемые данные удобны для чтения и запоминания, но часто теряются в большом объеме аналогичной информации.
Всех перечисленных недостатков лишены рекламные плакаты и щиты, установленные на улицах городов. И все бы хорошо, но в этом случае возникают проблемы оперативности обновления информации.
Новый, отвечающий современному уровню развития технологий, вид наружной рекламы - большие наружные электронные экраны, кроме перечисленных достоинств позволяет предоставлять оперативную информацию, что особенно важно именно при рекламе интернет-ресурсов.
Уникальные возможности больших экранов сделали их популярными во всем мире. Они появились на улицах крупнейших городов - уже 15 экранов установлены в Нью-Йорке, 5 - в Лас-Вегасе, в Токио - самой технологически продвинутой столице мира - 11 экранов, в Сеуле - 10, в Мельбурне - 3, в Москве - 7, Санкт-Петербурге и Новосибирске - по 2 экрана, в конце 1999 года был установлен экран в Риге - первый в Прибалтике. На электронных панно нового поколения возможно отображать видео, мультимедийную, цветную динамическую информацию, а также оперативно обновлять рекламные материалы. Изображение на панно не раздражает, а, скорее, развлекает зрителя, что делает ее более запоминающейся и эффективной.
В любое время суток, при любой погоде, на фоне серых городских зданий, машин и уличной толпы название сайта вашей фирмы, имя интернет-компании, портала или поисковой системы будет светиться на большом электронном экране, люди запомнят его и легко найдут Вас.
Таким образом, использование больших наружных электронных экранов для рекламы Интернет-ресурсов является одним из наиболее удачных решений, как в плане затрат, так и удобства, наглядности, оперативности.