Примеры использования электронных табло, панно, экранов
Выпуск 2/1999
Главный редактор - Владимир Крылов
(25.03.1999)
Экраны на стадионах, в спортивных залах и в спортивных комплексах
Прежде всего мы хотели бы присоединиться к поздравлениям от МК (от 12 января 1999 г.) всем российским болельщикам нашей Российской команды по хоккею, добившейся ЗОЛОТА и звания Лучшей команды Мира среди юниоров! Даже тренер канадцев Том Ренни был не в силах сдержать восторг: "Русские показали выдающуюся игру! Мы сделали всё, что могли, но эти парни были сильнее, и проиграть такой сборной не стыдно. Уверен: у нас нет никаких причин извиняться перед канадской публикой. Победила лучшая команда мира!" Молодцы!
Жаль только, что в России никто это не видел! Так как не было даже трансляции финала. Но я надеюсь, что такое пренебрежительное отношение к спорту и к спортивным победам у нас всё-таки не везде. Хотя, если посмотреть на оборудование многих наших стадионов (футбольных, хоккейных, баскетбольных и т.п.), то, конечно, оно оставляет желать лучшего.
Но примеры реальных дел уже стали появляться и у нас. Так, первым российским стадионом, оборудованным видео панно был стадион в Санкт-Петербурге, потом - Лужники (в Москве), сейчас появилась информация о том, что заканчивается оборудование стадиона в Казани.
На первый взгляд, казалось бы, оборудование стадионов большими видео табло, панно, экранами и информационными табло - это вроде не самое первостепенное и главное. Но, если внимательно посмотреть на историю развития стадионов в мире, то, как показала реальность, - это далеко и не последний вопрос (особенно в плане борьбы за зрителя, рекламодателей и спонсоров).
Первыми, пожалуй, наиболее остро с необходимостью оборудования своих спортивных площадок большими видео панно табло экранами столкнулись стадионы и спортивные комплексы в Америке. Это было связано прежде всего с борьбой, возникшей между стадионами и "телевидением" за зрителя и болельщиков, а также рекламодателей и спонсоров.
В 70 - 80 годы бурное развитие вещательного и кабельного телевидения в Америке привело к тому, что зрители и болельщики стали гораздо меньше посещать спортивные площадки. Это на самом деле было очень непростое время, когда не только спортивные стадионы и комплексы, но и большинство кинозалов и кинотеатров потеряли своих зрителей (в принципе, очень похожая ситуация на то, что сейчас происходит в России и странах СНГ).
Исследования показали, что одной из существенных причин, по которой стадионы начали проигрывать "телевизионным" каналам - была та, что у зрителей и болельщиков на стадионе не было, казалось бы, такой простой и вроде бы "несущественной" возможности - увидеть повтор интересного момента, гола, удачного броска, удара и т.п., а "телевидение" давало такую возможность и по несколько раз! с разных ракурсов и мест.
После этого началось оборудование и переоборудование стадионов и площадок. И это - даже несмотря на то, что цены в то время на данное оборудование были выше, чем сейчас раза в 3-4!
На сегодняшний день в Канаде и США большинство хоккейных площадок уже оборудованы кубами с четырьмя экранами, на баскетбольных площадках также есть видео табло, а на стадионах, где проводятся матчи, я уже не говорю по "американском футболу", а даже и не столь у них популярному - обычному футболу - тоже появились огромные экраны табло и панно.
Почти все стадионы по мотогонкам, автомобильным кольцевым гонкам и, уж тем более, Формулы 1, также оборудованы огромными наружными видео табло, экранами. Сейчас в Америке стало популярным оборудовать видео панно и информационными табло даже небольшие стадионы различных университетов, школ, колледжей.
В результате:
- во-первых, зрители вернулись на стадионы.
- во-вторых, оборудованные стадионы стали включаться в списки для проведения матчей не только местного уровня, но даже и международных (в том числе товарищеских) игр.
- в-третьих, многие туристические фирмы стали включать в свои программы для туристов посещение не только игр, но и самих стадионов, как одной из городских достопримечательностей, а это привело опять же к получению дополнительных денег, причём уже не только стадионом, но и городом (районом).
- в-четвертых, рекламодатели и спонсоры стали гораздо легче вкладывать свои деньги в свою рекламу во время матчей и соревнований так как теперь трибуны стали опять полными.
- в-пятых, больше молодежи стало увлекаться спортом (и стало больше молодых звёзд), просто из-за того, что они с детства и юности привыкли ходить всей семьей на стадионы.
И как результат - все затраты на покупку экранов окупились, многие стадионы сейчас стали переоборудоваться ещё более современными системами. Не стали отставать от американцев в этом вопросе и в Китае, Корее, Японии и Юго-Восточной Азии, причём в отдельных вопросах они пошли дальше - с учетом своих национальных особенностей и привязанностей - и стали оборудовать огромными видео экранами не только свои большие стадионы, но даже небольшие спортивные площадки или спортивные курорты.
Опыт по оснащению большими видео панно табло экранами центральных городских стадионов в России уже также принёс свои результаты, достаточно сказать, что всё вместе помогло стадиону в Москве (Лужникам) выиграть право на проведения на нём финала по футболу на кубок УЕФА!
Подходы при выборе типа и размеров экрана - часть 4
Экраны и композиционные системы - для футбольных, легкоатлетичеких, хоккейных, теннисных стадионов, баскетбольных, волейбольных площадок, плавательных бассейнов и дворцов спорта
Первый выпуск был посвящён выбору линейных размеров и типов систем для использования в рекламных целях.
Второй выпуск был посвящён выбору линейных размеров и типов систем для использования в рекламных целях, и одновременно с возможностью по выходным или во время крупных концертных, политических или спортивных мероприятий вывозить её в непосредственное место их проведения.
Третий выпуск был посвящён подходам при выборе типа и размеров экрана, табло, панно - когда планируется использование системы - как собственные вывески (или рекламы собственного товара) и одновременно для общего рекламного использования)
Прежде всего при решении этого вопроса надо определиться с тем какой у Вас стадион - открытый или закрытый. Если закрытый, то установку надо выбирать среди внутренних систем (это - или рир-проекционные, проекционные или светодиодные табло панно экраны).
Если стадион открытый, то в плане линейных размеров подходы такие же как и в тех случаях, что были рассмотрены раньше (так как вопрос зрительской аудитории тот же самый, что и в чисто рекламном или композиционном применении экранов и табло).
Единственная специфика - это то, что в плане композиционного использования чаще используют в дополнение к видео табло несколько чисто информационных табло для указания счёта, времени и т.п.
Хотя есть примеры, когда только одно видео панно во время проведения самого матча смотрит на стадион, а когда спортивных мероприятий не проводятся, то оно обращено в город и работает чисто как рекламное (например в Санкт-Петербурге), но это, конечно, определяется непосредственным местоположением стадиона в городе.
Возможно применение и каких-нибудь сборно-разборных конструкций и решений по типу описанному во втором нашем выпуске (посвященном подходам к выбору). Вопрос же непосредственного выбора типа под достаточный линейный размер - (новейший ламповый, светодиодный, светодиодный кластерный и т.п.) - определяется, в основном, уже только Вашими финансовыми возможностями.
При этом можно учесть то, что крупнейшие стадионы в мире в последнее время в основном оснащаются светодиодными табло и панно кластерного типа (даже, несмотря на их очень немалую стоимость). Хотя есть примеры ( в Англии и в Америке), когда и на достаточно крупных стадионах (на 40 - 60 тысяч зрителей) устанавливаются и новейшие ламповые системы. Раньше устанавливались и газоразрядные системы (но, в основном, в европейских странах бывшего соц. лагеря). Среди же небольших стадионов в Америке и Англии (до 20 тыс. зрителей), в основном, преобладают ламповые системы, безусловно, из-за их гораздо меньшей цены, но приемлемого качества (гораздо лучшего, чем у дешевых светодиодных или газоразрядных моделей).
В Юго-Восточной Азии - несколько другая ситуация: на небольших стадионах устанавливаются светодиодные системы на dot-матрицах (существенно проигрывающие кластерным), но зато и существенно дешевле их. На больших же стадионах (и очень богатых) - устанавливаются светодиодные системы кластерного типа.
Светодиодный экран (кластерный) | Светодиодный экран (кластерный) | Ламповый экран |