Телевидению тесно в "ящиках"

Выпуск 10/2002

Зам. главного редактора - Михаил Никуличев
(19.11.2002)

Конечно, телевизоры изменились: от крошечных экранов под лупами они превратились в домашние кинотеатры со стереозвуком и прочими эффектами. Но как и прежде, воздействию телевидения подвергается лишь отдельные граждане, удобно устроившиеся на диванах в своих квартирах. Конечно, аудитория у телевидения огромная, но поделенная на 1 час и 15 минут в сутки (среднее время, которое проводят наши зрители перед экраном), а также на общее число каналов - величина довольно скромная, что бы там ни говорили рейтинги.

Телевидению хочется вырваться из "ящика", выплеснуться на улицы и площади наших беззащитных городов, сопроводить зрителя из дома на работу и обратно, не выпуская его из объятий своих телеведущих. В своем доведенном до футуристического абсурда совершенстве эта идея уже была воплощена Джорджем Орвеллом в книге "1980". Там экраны сопровождают людей повсюду. Там, правда, цель другая - не развлекать и продавать рекламу, а промывать мозги.

"Необъятный Рязанов. Юбилей" фотография Эльдара Рязанова

Наша реальность мягче и демократичнее. Но телевидение все равно мечтает о глобальном подходе. Вот интересный пример из жизни: 19 ноября 1 канал показал программу "Необъятный Рязанов. Юбилей". Эльдар Рязанов - по праву народный любимец. Поэтому, видимо, и возникла у режиссеров программы идея, "вынести" происходящее на улицы городов российских.

Получилось здорово: показывали улицы и площади, где на здания виртуально "вмонтировали" большие дисплеи, с которых к народу обращались выступающие с теплыми словами в адрес всеми любимого кинорежиссера, сценариста и поэта.

Программа удалась. Но помимо хвалебных речей в памяти остались кадры улиц с экранами. Задумка режиссера программы правильная и не так уж далека от воплощения: дисплеи стали лучше, дешевле, они популярны, а главное, - они в состоянии вывести наше телевидение из заточения в "ящиках".