Хайвеи, видеоэкраны, кое-что про рекламу - а точнее,
что изменилось в рекламном бизнесе Силиконовой долины за прошедший год
Выпуск 5/2001
Спецкор - Кирилл Крылов
(15.04.2001)
Заметка сия относится к жанру путевых зарисовок о рекламе с некоторым особым интересом к электронным видеоэкранам большой площади как к наиболее "продвинутым" представителям. А теперь лирическое отступление или мое объяснение в любви к Калифорнии. Мне приходится более или менее регулярно бывать в этом штате в среднем раз в полгода, и я могу наблюдать происходящие здесь изменения.
Штат относится к самым богатым районам мира с высокой плотностью населения. Он протягивается более чем на 1300 км с юга на север и 400 км с запада на восток и имеет третью площадь после Техаса и Аляски. Прекрасная дорожная сеть связывает север и юг Калифорнии, главнейшим шоссе является 101 хайвэй, связывающий города Сан-Франциско и Лос Анжелес.
Вдоль этой 101-ой дороги к югу от г. Сан-Франциско лежит знаменитая Силиконовая долина, отгороженная от Тихого океана Русским хребтом. Благодаря изоляции от сырых ветров, дующих с океана здесь не чувствуются холодные туманы. Холодный Калифорнийский апвелинг - подъем глубинных холодных вод приводит не только к размножению всяческих морских букашек, креветок и пр., которых приплывают харчить даже морские гиганты киты, но и удерживает постоянную температуру в прибрежных водах.
Карта штата Калифорния, самого населенного и богатого - Золотого штата. |
Это создает мягкий климат в этой части Калифорнии и как шутят в Америке - "В Калифорнии всегда + 25". В каждой шутке есть доля правды и действительно в Силиконовой долине ровный теплый климат, практически круглый год.
В этом районе высокий образовательный ценз населения и постепенно он становится все выше, поскольку кроме самых известных университетов Стэндфордского и Калифорнийского Университета в г. Беркли имеется еще масса колледжей, да еще вновь приезжающие иммигранты (около 150 000 чел/год) часто имеют высокий уровень образования, поскольку сразу ориентируются на работу в электронной промышленности.
На фото вид из иллюминатора с севера на юг вдоль западного ограничения Силиконовой долины. Прекрасно видны озера вытянутые в цепочку вдоль рифтовой долины сдвига Сан Андреас. Справа от озер расположен Русский хребет, а слева 280 хайвэй - западное ограничение Силиконовой долины. Левее хайвэя цепочка городков составляющих Силиконовую долину. |
Люди простых специальностей из-за дороговизны домов уже не могут селится в Силиконовой долине и постепенно городки приобретают облик "поселков для миллионеров". Этот район в силу многих причин имеет самую высокую плотность миллионеров на квадратный км. К слову сказать, из этого самого Стэндфорда вышло более 500 компаний, работающих в области хай-теха, самой известной является многомиллиардная Hewlett-Packard, ну Sun тоже "широко известна в узких кругах".
Все это накладывает определенный стиль на рекламу, в качестве примера приведу прошлогоднею рекламу Apple. Известный слоган "Think different" был помещен на фоне какого-то пожилого мужика в джинсах, из расспросов стало ясно, что это известный физик и нобелевский лауреат Фейман, известный в России по переводу его учебника (лекций - прим. ред.) по физике. Ну а в Силиконовой долине - это реклама для всех, у нас бы в России она не имела бы такого влияния, поскольку ценз не тот, да и что нам "фейман".
В предыдущем своем очерке, написанном год назад, на основании от впечатлений полученных от посещения Нью-Йорка, я попытался осмыслить как используются электронные экраны в Америке.
На фото штаб квартира телевизионной компании. Использовано уникальное комплексное решение, в качестве фона использован ламповый электронный видеоэкран огромной площади, в середине вставка - светодиодный экран высокого разрешения, а внизу световая бегущая строка. Как раз сообщение о взломе основных сайтов Yahoo, e-Bay и др. (фото сделано 7 февраля 2000 г.) |
И к своему удивлению не обнаружил электронных табло и видеоэкранов на которых бы продавалось бы рекламное время сторонним организациям для продвижения товаров. Точнее есть информационные видеоэкраны, на которых рассказывается об услугах фирмы и т.п., но обычно владеет таким электронным табло или видеоэкраном собственно фирма. Это конечно хорошо, когда у вас офис на Times Square, но что делать, если ваша головная контора расположена где-то в "едренях"? Но всё это было год назад! Сейчас, год спустя, многое изменилось!
Вот тут как раз стоит остановиться поподробнее и рассказать о модели калифорнийского бизнеса. В отличие от небоскребов (зданий-скульптур) - штаб-квартир компаний "старой экономики", высокотехнологичные компании занимают простые здания построенные из железобетона и отличающиеся от родных российских детских садиков, не архитектурными излишествами, а тем, что к ним подведены хорошие линии с электропитанием и куча оптоволокна.
Основную же стоимость Hi-tech компаний составляет персонал и то что называется "знанием компании". Так выглядит Exide, некоторые офисы Sun, eBay и др. компании из "новой экономики". Естественно, никто не поедет смотреть на эти "убогие" офисы. Решение лежало на поверхности и удивительно, что так долго оно не было реализовано.
Вид в зеркало заднего вида на 101 дорогу - 5 полос в одном направлении. |
Все офисы всемирно известных компаний и все городки связаны хайвэями, главным из которых является 101 хайвэй. 101 и параллельно ему идущий 280 ограничивают Силиконовую долину с востока и запада и куда бы ты не ехал, ты вынужден перемещаться либо по одному, либо по другому. Поэтому весьма логичным было установить электронный видеоэкран на одном из них, был выбран наиболее загруженный - 101.
По своему функциональному назначению электронное табло или видеоэкран тоже стали отличаться от стандартных американских решений, принятых в Нью-Йорке. Они стали просто "площадкой" которая торгует своим временем. Светодиодный экран установлен примерно посередине между Сан-Франциско и Сан Хосе, характеризуется довольно внушительными размерами 9х12 м и выполнен по светодиодной технологии.
Светодиодный экран дает очень яркую, насыщенную в цветах и очень ровную полно цветную картинку. Визуально качество не хуже чем на видеоэкране Sony на штаб-квартире ABC, на Times в Нью-Йорке (см фото). Калифорнийский светодиодный экран, а реально это два светодиодных экрана расположенные друг по отношению к другу под острым углом и светящие в разные стороны. Такая установка - "глубокое V" весьма характерна (раньше так были установлены ламповые видеоэкраны на здании Интуриста в Москве), поскольку обеспечивает полный охват проезжающей аудитории.
Фото светодиодного экрана с юга на север. Как видно яркости видеоэкрана хватает с избытком, он работает против солнца! Видеоэкран хорошо читается с противоположных полос движения. |
Светодиодный экран заметен с большого расстояния и полностью отвлекает на себя внимание, настолько, что просто перестаешь замечать все другие рекламные щиты, установленные рядом. И хотя обычных экранных щитов уже установлено много вдоль всяких дорог, Вы можете сами себе задать вопрос - а помните ли вы рекламу наклеенную на них?
Совсем другое дело - электронный светодиодный экран с прекрасной яркостью, четкостью и постоянной сменой картинок. Он издали притягивает Ваше внимание и Вы начинаете вглядываться в него издали, что делать, такова специфика человеческого зрения и сознания - мы всегда задерживаем свой взгляд на чем-то двигающемся.
Особенность строения человеческого глаза такова, что резкое изображение на сетчатке у нас формируется только в центральной части глаза, поэтому все что не вызвало нашего интереса заранее и не вызвало бессознательную фокусировку глаза на предмете, так и остается для нас как за мутным стеклом. В этом смысле хорошая реклама на хорошем электронном табло или видеоэкране это практически всегда попадание в "десятку".
А расположение самого светодиодного экрана на главной транспортной артерии Калифорнии - самого населенного штата, это охват самого платежеспособного населения на Земле и в конечном счете гарантия возврата вложенных денег в рекламу продукта.
Светодиодный экран читается издали по яркости превосходя все объекты. Вечер движение в южном направлении. |
Поскольку видеоэкран установлен в "спокойном" месте хайвэя - прямолинейном участке, то на безопасности это не сказывается. Картинки на светодиодном экране сменяются в режиме слайд-шоу, т.е. это простая смена кадров без спецэффектов типа наплывов и пр. Первое, что приходит в голову это недоработанность программного обеспечения, не позволяющая вставлять видеофрагменты, а также связывать различные куски спецэффектами.
Но с другой стороны истинная причина может лежать и в низкой пропускной способности видеоконтроллера экрана, что не позволяет запускать видеопоследовательности. Это замечание, высказанное разработчиками аналогичных систем, может оказаться наиболее верным. Действительно, видеоряд требует почти 30 кратного увеличения "полосы пропускания", чем одиночные кадры сменяющиеся раз в секунду, а реально намного реже.
Реклама телекоммуникационных фирм на светодиодном экране. Хорошее разрешение позволяет демонстрировать достаточно сложные объекты как к примеру экран наладонного компьютера Visor без потери информации. |
Кроме того картинка на прекрасном светодиодном экране имеет большое разрешение, чем на аналогичном по размерам ламповом видеоэкране, что тоже увеличивает объем передаваемой информации. В этом случае, если контроллер был использован с "унаследованной технологией" для удешевления разработки, то его широты шины и соответственно пропускной способности для демонстрации видео может не хватить.
Это обстоятельство конечно огорчительно, поскольку резко снижает привлекательность такого видеоэкрана для рекламы определенных видов товаров - в первую очередь автомобилей, которые требуется показывать в динамике. В меньшей степени, сюда же относятся туристические услуги, авиаперевозки, в меньшей степени - продукты.
Фото момент смены картинки.... Чернее ночи... |
Все эти рассуждения были направлены на то, чтобы объяснить, что программные средства и аппаратные решения при разработке видеоэкранов должны развиваться согласованно.
Что хотелось бы отметить в заключение? Появление чисто коммерческого электронного светодиодного экрана, на котором продается время рекламодателям новое дело для Америки, хотя в России это наиболее распространенная схема использования. Выбор места для установки обусловлен задачей максимального охвата населения.
Положительными характеристиками являются: большая площадь полноцветного светодиодного видеоэкрана, местоположение, яркость и хорошее разрешение. Недостатками: невозможность трансляции видеоизображения.