Применение систем наружного телевидения в кризисных ситуациях
Выпуск 8/2007
Главный редактор - Владимир Крылов
(27.07.2008)
В этом выпуске нашего электронного журнала мы приводим полный текст выступления к.т.н. Крылова В.Г. на 8-ой Всероссийской конференции "Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества", которая состоялась в 2006 году. Текст выступления был также опубликован в июньском номере журнала Инфофорум.
Весь мир помнит события 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке (США), когда здания Всемирного торгового центра были атакованы самолетами с террористами.
Выступление президента США транслируется на большом светодиодном экране, установленном в Лос-Анжелесе | Большой видеоэкран в Нью-Йорке, принадлежащий телекомпании ABC |
Трагедия в Нью-Йорке, по мнению многих комментаторов и аналитиков, наглядно продемонстрировала, с какими угрозами придется столкнуться человечеству в третьем тысячелетии. В первые часы после катастрофы в Нью-Йорке не работала мобильная связь, отключились многие каналы Интернета. На какой-то период возник информационный вакуум, что только усиливало панику среди людей. В этих условиях важным инструментом в информировании населения города стали огромные наружные видеоэкраны. Там, где в обычное время транслировались рекламные ролики, теперь показывали репортажи с места событий, обращение президента, предупреждения властей и рекомендации по действиям в данной обстановке. Пожалуй, это одно из первых масштабных использований наружных видеоэкранов в кризисных ситуациях.
После этих событий в Нью-Йорке, ряд крупнейших мировых информационных агентств оснастили здания своих представительств собственными наружными видеоэкранами, где идет не только рекламная информация, но и новостные информационные блоки. Метрополитен Нью-Йорка, совместно с компанией Clear Channel, установил сеть видеоэкранов перед 80 входами в метро и сеть информационных табло внутри станций. В Париже в период с 2003-2005 годы также появилась сеть информационных электронных табло, которая охватывает практически все основные остановки городского транспорта.
Электронный видеоэкран возле входа в метро в Нью-Йорке | Информационные электронные табло на улицах Парижа |
Информационные электронные табло на улицах Парижа |
Еще раньше в Сан-Паулу (Бразилия) городские власти часто использовали и используют сети наружных видеоэкранов для информирования граждан о движении транспорта и предотвращения пробок, а также в случаях неадекватных действий после крупных футбольных матчей.
Информационные видеоэкраны в Сан-Паулу (Бразилия) |
В Гонконге и Шеньзене (КНР) в 2005 году созданы также сети видеоэкранов установленных как перед входами на станциях метрополитена и вокзалах, так и внутри станций и внутри вагонов.
Гонконг. Информационный видеоэкран местной телекомпании |
Шеньзень. Информационные светодиодные видеоэкраны в метро |
В России во время попытки террористических действий в 2005г. в г. Нальчике светодиодный экран был обстрелян террористами, но продолжал работу по информированию граждан для предотвращения паники у населения. Сейчас существующая сеть видеоэкранов и отдельные видеоэкраны в России достаточно часто используются городскими и федеральными службами для информирования граждан.
Безусловно, наружные видеоэкраны (которые являются основой системы наружного телевидения) не могут заменить ни радио, ни телевидения, но с другой стороны, когда тысячи людей оказываются или находятся на улице, а также во время проведения массовых мероприятий, видеоэкраны очень эффективно дополняют традиционные средства информации и порой оказываются единственным источником, через который можно донести информацию до граждан, предотвратить панику, указать гражданам пути выхода и не допустить опасные заторы и пробки. Именно поэтому проблема применения систем наружного телевидения в кризисных ситуациях становиться очень актуальной в современном мире!
В сентябре 2005 г. в г. Амстердаме прошла международная конференция URBAN SCREENS 2005, (http://www.urbanscreens.org) организатором которой являлся государственный институт сетевых культур. В конференции участвовали представители более 20 стран и рассматривались самые различные вопросы интеграции наружных видеоэкранов в современную городскую среду, в том числе и как, части городской системы оповещения и информирования в кризисных ситуациях граждан в местах их массового скопления. На этой конференции российские специалисты представили доклад "Социальная значимость федеральных и городских сетей на основе современных светодиодных экранов".
Основной вывод конференции был в том, что, несмотря на то, что в мире данное направление одно из приоритетных при создании новой современной городской среды, однако из-за большого количества еще нерешенных технологических, организационных и социальных вопросов пока отсутствует единая концепция построения таких сетей и систем.
Хотелось бы отметить, что Россия является одной из первых стран, где научные и технологические разработки в этом направлении были признаны и закреплены патентами, и где этим вопросам уделяют особое внимание, в том числе и на правительственном уровне. Так в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 г. № 1327-р, и совместным Приказом по МЧС, МВД и ФСБ от 31 мая 2005 г. в России предполагается создание и размещение современных технических средств отображения информации в местах массового пребывания людей. Цель - подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций.
На данный момент, из существующих систем в мире, прототипом такой системы можно считать следующие сети:
1. В Нью-Йорке сеть информационных табло в метрополитене, сеть электронных видеоэкранов возле 80 входов в метро. Отдельные наружные информационные пункты на основе комплекса видеоэкранов телевизионного канала АВС, международного информационного агентства Reuters, на здании биржи Nasdaq.
Нью-Йорк. Информационные светодиодные экраны телевизионного канала АВС и международного информационного агентства Рейтер |
2. Сеть видеоэкранов в таких мегаполисах как Иоганесбург (ЮАР), Сан-Пауло (Бразилия), Берлин (Германия), Гонконг, Шеньзень, Шанхай (КНР). Сеть информационных электронных табло в Париже (Франция).
3. Сети видеоэкранов в США компаний Ламар и Clear Channel на данный момент общим объемом более 500 экранов, а к 2010 году более 6000 экранов. Сети экранов в Москве - компании Тристар, в Санкт-Петербурге - компании Третий Глаз, в Екатеринбурге- Атолл. Сеть объединяющую 27 городских подсетей в городах России, развернутую собственными силами группой компаний "СитиВидение". Светодиодные экраны этой сети объединены через различные каналы, в том числе через интернет, и управляются из единого центра управления, расположенного в г. Москве.
Сеть светодиодных экранов, объединяющая 27 городских подсетей в городах России, развернутая собственными силами группы компаний "СитиВидение" |
Все перечисленные примеры показали большую эффективность сетевого подхода с точки зрения информационного воздействия на людей и транспортные потоки в городской среде. Большинство сетей, несмотря на то, что принадлежат частным компаниям, достаточно тесно взаимодействуют с городскими и федеральными службами.
Однако, как отмечалось на конференции, международный опыт работы показал, что необходимо обратить серьезное внимание на вопросы надежного, устойчивого функционирования Сети и системы в целом, особенно на защиту передаваемой информации от подмены или искажения при трансляции на видеоэкранах и на защиту каналов управления, и координационного центра.
Вопросы информационной безопасности таких сетей видеоэкранов в случаях использования их как части государственной системы информирования и оповещения населения в местах массового скопления и основных пассажиропотоков можно условно разбить на три основных направления:
Первое направление - это вопросы информационной безопасности координационного межведомственного центра
В координационном центре должны решаться вопросы координации работы центров управления и ситуационных центров различных служб, проблемы технических и информационных форматов и стандартов, правовые и приоритетные проблемы (кому и в какой очередности дано право и какую информацию транслировать во время кризисных ситуаций), вопросы координации государственных и негосударственных сетей, проблемы защиты как самих центров управления, так и информации выходящей из центров, а также проблемы защиты различных каналов (как интернет, так и других) доставки информации до средств ее отображения.
Например, сети видеоэкранов в США, несмотря на то, что они еще мало развиты, уже включены в систему информирования населения. Так в начале апреля 2007 года, полиция Лас-Вегаса попросила разместить на светодиодных экранах видеоролик о пропаже 4-летнего мальчика. Буквально через несколько дней в полицию поступил звонок с информацией, которая привела к задержанию двух преступников. Малыш был возвращен родителям в целости и сохранности. На фото, опубликованном в бюллетене Американской Ассоциации наружной рекламы от 16 апреля 2007 года, информация на светодиодном экране об успешном завершении дела и текст благодарности к жителям Лас-Вегаса, которые отозвались на электронную рекламу и быстро сообщили в полицию о подозрительной парочке с ребенком.
Также должен быть определен порядок подготовки информационных материалов для оповещения граждан и ответственные подразделения в различных государственных и коммерческих структурах. Необходимо решить вопросы соответствующих допусков и прав на выдачу информационных материалов в эфир, однозначной идентификации как источника информации, так лица давшего разрешение на трансляцию, и соответствие материалов подготовленных к трансляции и реально транслировавшихся. Возможно, что необходимо создание целой системы координационных межведомственных центров с привязкой их к федеральным округам, городам и непосредственным подчинением головному.
Большинство вопросов этого пункта, безусловно, могут быть решены в различных научных и технических службах МЧС, ФСБ, МВД, городских и государственных органах, а в ряде федеральных округов (например, в Северо-Западном) и в ряде городов (г. Москва, г. Санкт-Петербург) эти вопросы уже прошли достаточно глубокую проработку. Но на данный момент пока нет четкого скоординированного плана решения данных задач, а также не проработаны вопросы адаптации существующих решений непосредственно к новым технологическим разработкам в области средств отображения информации, а также к новой общественно политической ситуации в мире и стране по защите от террористических акций.
Второе направление - это решение вопросов функциональной безопасности, с учетом пожарной, энергетической и антивандальной устойчивости
В этом направлении актуальны вопросы выбора типов систем и создания самой инфраструктуры системы оповещения граждан, включая собственно средства отображения информации, систему управления этими средствами, техническое и технологическое оснащение ситуационных и координационных центров. Важно определение задач, штатов и оснащения служб технического сопровождения и обслуживания системы на этапе эксплуатации, обеспечивающих устойчивое и корректное функционирование системы оповещения и гарантированное доведение информации до населения.
В решении этих вопросов требуется не только координация работ подразделений МЧС, ФСБ, МВД и других государственных учреждений, но и учет как российского, так и мирового научного и практического опыта в работе с прототипами такой системы.
Третье направление - это информационная и функциональная безопасность непосредственно самих средств отображения информации
Эта проблема содержит множество сложнейших вопросов в виду новизны технологий самих средств отображения. Здесь особое внимание необходимо обратить на более детальную разработку механизмов защиты, предотвращающих возможность подмены информации уже непосредственно в отображающей системе, чтобы избежать сбоев в работе или возможности размещения несанкционированных материалов, в том числе провокационного характера.
Более 14-и летний опыт работы в этой области показал, что далеко не все технические реализации систем управления и самих светодиодных экранов и информационных электронных табло защищены в достаточной степени от подмены или искажения при трансляции, а многие из них вообще нельзя защитить, из-за некорректного, выбора с этой точки зрения, технологического решения.
Анализ продукции более 100 фирм, работающих в этом направлении в мире, показал, что практически ни одна из производимых в данный момент систем отображения информации не может считаться стойкой от взлома или подмены. И это реальная большая технологическая и научная проблема!
Так к примеру 12 ноября 2004 года на всех информационных электронных табло в метро Нью-Йорка появилась хулиганская надпись, которую не могли убрать в течении всех суток. http://www.engadget.com/2004/11/12/pretty-girls-dont-ride-the-subway/
Опять же в Нью-Йорке в статье из журнала "Sign industry", (http://www.signindustry.com/electronic/articles/2005-02-01-NYCSubway.php3#story), посвященной опыту эксплуатации сети из 80 видеоэкранов перед входами в метро отмечается как одна из наиболее важных проблем - это обеспечение невозможности вмешательства внешних сил в работу видеоэкрана для изменения содержания транслируемых материалов. При этом выбранный технологический протокол управления системой, оказался несостоятельным с точки зрения обеспечения информационной безопасности.
Огромный опыт по эксплуатации, накопленный российской группой компаний "СитиВидение", в управлении которой сейчас находится более 50 различных систем, так же показал важность этого вопроса. Были зафиксированы попытки простого энергетического выключения, поджога, хакерского взлома системы управления, подмены бортового компьютера, управляющего видеоэкраном и т.п.
Сеть светодиодных экранов компании "СитиВидение" |
Аналогичные прецеденты были выявлены и в работе видеоэкранов в Китайской Народной Республике. Отсутствие решения данных проблем у большинства зарубежных производителей светодиодных видеоэкранов и систем управления, существенно сдерживает развитие и широкое использование данных систем.
Таким образом, задача создания системы средств отображения информации в местах массового пребывания людей в целях оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций безусловно имеет большое значение и для граждан, и для государства.
Однако именно в государственной системе, требуется глубочайшая проработка всех аспектов вопросов безопасности. Необходимый уровень информационной безопасности, как самой сети, так и координационных центров управления данной сетью должен быть определен ведомством, отвечающим за создание системы оповещения граждан, и согласован с ФСБ России. Соответствующие работы по встраиванию средств защиты могут быть выполнены с привлечением организаций, имеющих соответствующие лицензии ФСБ и ФСТЭК.